Мастер-класс по теме «Приёмы формирования компонентов общих компетенций на учебном занятии»
13 ноября 2014 года преподаватель ГОУ СПО ТУ ЭТТ Букина Надежда Владимировна провела мастер-класс по теме «Приёмы формирования компонентов общих компетенций на учебном занятии».
13 ноября 2014 года преподаватель русского языка и литературы Букина Надежда Владимировна с целью обмена опытом, провела мастер-класс «Приёмы формирования компонентов общих компетенций на учебном занятии ». В начале своего выступления Надежда Владимировна провела параллель между содержанием разработанного государственного стандарта по русскому языку представленного в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций и задачами, что решают посредством компетентностного подхода в системе СПО. Если в стандарте общего образования речь идёт о предметных , то в стандарте СПО –о общих и профессиональных компетенциях. При этом для обучающихся первого курса не введено понятие общие компетенции, но постепенно апробируются разные приемы, призванные формировать компоненты общих компетенций.
Надежда Владимировна представила свой подход к формированию компонентов общей компетенции ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами, взяв за основу опыт методиста областного объединения учителей русского языка Екатерины Евгеньевны Кухты, которая разработала карту компетенции ОК 6, выделила в ней компоненты, указала перечень признаков проявления компонентов компетенции ОК 6, а также методы формирования компонента компетенции и методы оценки уровня сформированности компонента компетенции ОК 6.
Также для формирования компетенций Букина Н.В. применяет концептуальную модель формирования профессиональных умений у обучающихся, разработанную членом-корреспондентом РАО, доктором психологических наук, профессором, лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования Лазаревым Валерием Семёновичем.
В ходе мастер-класса обсуждались вопросы:
1. использование различных видов деятельности на учебном занятии, позволяющие формировать у обучающихся опыт решения разнообразных задач и выполнения разнообразных ролей и функций на основе сформированных знаний, освоенных способов действий, соответствующих видов профессиональной деятельности;
2. внедрение разнообразных методов контроля и анализа результатов обучения при проведении работы в микрогруппе;
3. групповая работа как способ формирования ОК 6;
4. определение методик и средств для проведения рефлексии учебного занятия обучающимися, работающими в группе, и формирования у них умения анализировать, контролировать и оценивать свою групповую деятельность, понимать причины своих ошибок и затруднений, намечать пути и способы их устранения и предупреждения.
Именно последний из обсуждаемых вопросов вызвал у собравшихся на мастер-класс преподавателей живейшее обсуждение, так как все находятся в поиске его решения.