11 декабря отмечается вековой юбилей со дня рождения Александра Солженицына, автора романов «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Август Четырнадцатого» и др. Оценка его личности переосмысливается постоянно. Сначала его воспринимали как невинную жертву, затем называли «литературным власовцем», а после окрестили «живым пророком». Похоже, сейчас новый оценочный этап. И обучающиеся группы ЭССС-1-18 также стали участниками подобного обсуждения о значении и роли Солженицына для русской культуры и истории.
4 декабря в библиотеке ДК им. Горького для первокурсников гр.ЭССС-1-18 был проведен литературный час «Жить не по лжи», в ходе которого они смогли познакомиться с этапами творческого и жизненного пути человека удивительной судьбы, выдающегося мужества и большого литературного дарования – Александром Исаевичем Солженицыным…
Мера его влияния на умы и совесть России в 70-е годы была огромна. Ведь, несмотря на короткую хрущёвскую оттепель, страна оставалась закрытой как для внешнего мира, так и для народа.
И вот в этом царстве цензуры нашелся человек, который в повести «Один день Ивана Денисовича» сумел сказать о трагедии и ужасе, которые пережил народ и страна «под солнцем Сталина».
« Я в 50-ом году, в какой-то лагерный зимний день, таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь? По сути, достаточно описать один всего день самого простого работяги, и тут отразится вся наша жизнь», - писал Солженицын.
Необычность же литературной судьбы Солженицына заключается в том, что он дебютировал в солидном возрасте — ему было сорок четыре года — и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. Когда он появился на горизонте советской литературы, о нем сразу заговорили. В доме Корнея Чуковского его прозвали «классиком»: в нём увидели продолжателя русской литературной традиции, по общему мнению, закончившейся на Льве Николаевиче Толстом. Эта традиция подразумевала бескомпромисное обращение к вопросам нравственности, совести, сочетание художественного дара с моральным пафосом. Это привело к конфликту Толстого с государством и Церковью, и это же привело к высылке Солженицына из СССР.
Какие бы противоречивые суждения сейчас не высказывали о А.И.Солженицыне, одно несомненно, что надлежит обращаться к общественному и философскому наследию писателя, потому что Александр Исаевич стремился обозначить те пути развития России, которые помогут избежать драматических испытаний.
Обучающиеся в ходе беседы посмотрели видеофрагменты, посвященные жизни и творчеству писателя, услышали рассуждение Солженицына о «социальном дарвинизме молодёжи и государственной системе», прочитали высказывания из его произведений. Создать настроение помогла и музыка, в сопровождении скрипки И.В.Власовой и концертмейстера С.В.Царегородцевой прозвучал ноктюрн «Разлука» и «Адажио» М.И. Глинки.
Из произведений А.И.Солженицына:
- Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь.
- «Легкие деньги – они и не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал. Правильно старики говорили: за что не доплатишь, того не доносишь».
- «Совсем не уровень благополучия делает счастье людей, а отношения сердец и наша точка зрения на нашу жизнь. И то и другое – всегда в нашей власти, а значит, человек всегда счастлив, если он хочет этого, и никто не может ему помешать».
- «Сытость совсем не зависит от того, сколько мы едим, а от того, как мы едим! Так и счастье, оно вовсе не зависит от объема внешних благ, которые мы урвали у жизни. Оно зависит только от нашего отношения к ним!»
- «Самая тяжелая жизнь совсем не у тех, кто тонет в море, роется в земле или ищет воду в пустынях. Самая тяжелая жизнь у того, кто каждый день, выходя из дому, бьется головой о притолоку — слишком низкая...»
Александр Солженицын, "Раковый корпус"
- «Патриотизм, как я давным-давно написал уже, это цельное и настойчивое чувство любви к своей Родине и к своей нации без угодливого угождения её несправедливым притязаниям, с откровенной критикой её пороков и грехов. Это — патриотизм. И патриотизма нечего стыдиться! И патриотизма у нас мало сейчас. Он задавлен и осмеян!»
- «Устойчивое общество может быть достигнуто не на равенстве сопротивлений — но на сознательном самоограничении: на том, что мы всегда обязаны уступать нравственной справедливости. Только при самоограничении сможет дальше существовать всё умножающееся и уплотняющееся человечество. И ни к чему было всё долгое развитие его, если не проникнуться духом самоограничения: свобода хватать и насыщаться есть и у животных. Человеческая же свобода включает добровольное самоограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предоставленную нам свободу».
Александр Солженицын, публицистическое эссе «Как нам обустроить Россию».